Тульский клуб дайверов О-кеан
Тел.: +7 (919) 081-15-11 E-mail: info@o-kean.ru
 
19. 03. 2024
 

Снаряжение дайвера

Компенсаторы

КомпенсаторКомпенсатор служит для приобретения невесомости под водой, т.е. нейтральной плавучести. Компенсатор позволяет получить удовольствие под водой от парения и зависания на глубине (синей бездной), а также для сохранения в целости окружающей среды и себя, т.е. не ползти по дну и уберечь себя от порезов и ран.

Компенсаторы плавучести позволяют ныряльщику регулировать свою плавучесть под водой без необходимости снятия и добавления грузов в течение всего периода погружения, а также применять аварийное наполнение компенсатора воздухом для придания аквалангисту положительной плавучести. Конструктивно компенсатор плавучести представляет собой комфортабельную прослойку между спиной пловца и жесткой, неудобной поверхностью баллона акваланга. Компенсатор плавучести может быть даже утверждением моды. Что такое компенсатор плавучести? Компенсатор плавучести (buoyancy compensator - BC) - в основном мешок, носимый дайвером. Этот мешок позволяет дайверу изменять характеристику плавучести в процессе погружения и в современных разработках обеспечивает крепление баллона акваланга. С увеличением глубины возрастает давление окружающей среды, которое, обжимая гидрокостюм, уменьшает плавучесть дайвера. Добавление воздуха в этот "мешок" создает положительную плавучесть. Удаляя воздух из мешка, создается нейтральная или отрицательная плавучесть. Способность этого приспособления помогать аквалангисту манипулировать своей плавучестью и дало ему название.

КЛАССИФИКАТОРЫ

Компенсаторы плавучести бывают нескольких типов. С момента их изобретения развивались три основных вида: с нагрудным расположением, с задним наполнением и жилет. Нагрудный компенсатор плавучести одевается на шею дайвера, располагается на груди, крепится ремнем вокруг талии и брасовым ремнем, чтобы избежать сползания на голову пловца. Конструкция компактна и проста в обращении. Тем не менее, этот тип компенсатора требует наличия на акваланге своей подвески.
Нагрудный компенсатор плавучести - самая ранняя разработка.

Компенсатор с задним наполнением был первой разработкой, объединяющей подвеску акваланга с устройством компенсации плавучести. По существу это - U-образный компенсатор плавучести, повторяющий контуры баллона. "Мешок" компенсатора и, следовательно, центр плавучести, располагается на спине дайвера. Некоторые его разработки дополнительно включают "грузовой пояс". На большинстве устройств регулируемые плечевые ремни и поясной ремень делают компенсатор плавучести удобным для аквалангиста.

Жилет объединяет характеристики нагрудного и заднего компенсаторов (встречается также название "стабилизирующий жилет"). Компенсатор плавучести и подвеска объединяются в единое устройство, что устраняет необходимость применения плечевых ремней, имеющихся в стандартной подвеске. Наполнение компенсатора воздухом предусматривается спереди, с обратной стороны и, в некоторых моделях, по бокам. Жилет легок в одевании и регулировке. Регулировка в талии осуществляется капроновым ремнем с быстро расстегивающейся пряжкой или поясом с "липучкой". Улучшенные разработки жилетов предусматривают исключение скапливания избыточного объема воздуха на груди и над плечами. Кроме того, конструкция обтекаема, оборудована регулируемыми плечевыми ремнями, что обеспечивает легкую подгонку, гарантирует необходимый и быстрый выход воздуха в процессе его стравливания. Центр плавучести в таких разработках расположен в районе спины и под руками. На поверхности воздух, находящийся под руками, поддерживает голову дайвера значительно выше уровня воды. Пояс или ремень, находящийся на талии с небольшими быстросъемными пряжками на груди, держат внешнюю сторону краев компенсатора плавучести вместе. Различные модели жилетов также включают плечевые ремни с быстросъемными пряжками, делая компенсатор удобным в подгонке и снятии.

ПОДЪЕМНАЯ СИЛА

Комфортность - наиболее важная характеристика для выбора компенсатора плавучести. Из большого компенсатора вы можете выскакивать, он может вращаться вокруг вашей шеи и в нем будет достаточно трудно видеть ваше снаряжение. В компенсаторе плавучести должно быть достаточно уютно, чтобы обеспечить комфортность как под водой, так и при плавании на поверхности, и не чувствовать себя скованным. Поскольку телосложение дайверов не "штампуется", компенсаторы плавучести выпускаются различных размеров. Дополнительно к размеру, компенсаторы плавучести различаются по объему и соответственно по подъемной силе. Компенсаторы одинаковых размеров, но разных моделей могут отличаться по подъемной силе. Для толстых гидрокостюмов требуется использование компенсаторов с большей подъемной силой. Подъемная сила, требующаяся от компенсатора плавучести, также пропорциональна массе аквалангиста.

МАТЕРИАЛЫ

Современные компенсаторы плавучести изготавливаются из нейлоновой ткани 420 ДЕН, 840 ДЕН и 1000 ДЕН (число обозначает плотность ткани). Чем больше число, тем плотнее и соответственно прочнее и надежнее ткань. Двухслойные компенсаторы плавучести имеют внешнюю нейлоновую оболочку, покрывающую внутренний мешок, изготовленный из целлулоида или прорезиненного нейлона. Внешняя оболочка выполняет роль защитного покрытия. В однослойных компенсаторах плавучести ткань покрывается составом из полиуретана для придания герметичности.

ИНФЛЯТОР

Независимо от типа, компенсатор плавучести должен иметь систему поддува - инфлятор, который позволяет подавать и выводить воздух из него. Инфлятор соединяется с компенсатором плавучести гофрированным шлангом большого диаметра из прочной резины. Большинство инфляторов имеют одну кнопку для поддува и другую для стравливания воздуха. C инфлятором часто объединяется стравливающий клапан - финстоп, это достаточно удобное решение. Клапан открывается, когда дайвер тянет за шланг и, тем самым, за встроенный в него тросик. Не снимая руку с инфлятора, можно контролировать поддув и стравливание воздуха. Если клапан сброса разделен с инфлятором, то он располагается на противоположном от инфлятора плече.

ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ

Сервисная особенность, применяемая на некоторых компенсаторах плавучести - интегрированная система грузов. Эта система позволяет аквалангисту устанавливать груз на компенсатор плавучести вместо грузового пояса. Устройство быстрого сброса гарантирует сброс груза в критической ситуации. Удобство - главное преимущество, предлагаемое изготовителями интегрированных систем грузов. Одно из приспособлений, которое вы найдете на любом современном компенсаторе плавучести - ремень крепления баллона. Этот простой на вид ремень гарантирует надежное закрепление баллона на компенсаторе.

Некоторые характеристики компенсаторов плавучести больше характеризуют удобство, и не обязательны для безопасного функционирования компенсаторов плавучести. Среди них - карманы различных форм и размеров, они удобны для хранения таких элементов оборудования, как, например, пластиковая доска с карандашом, находящаяся в случае необходимости всегда "под рукой". А также другие принадлежности: держатели шлангов, которые удерживают шланги и не позволяют им торчать во все стороны; вспомогательные кольца обеспечивают присоединение фонарей, клипсов консолей, альтернативных источников дыхания, фотокамер и других инструментов и принадлежностей.

ВЫБОР

При огромном разнообразии выбор компенсатора плавучести, как и всего другого подводного оборудования, в личное пользование - достаточно сложная задача. Разброс цен на компенсаторы довольно большой - от $200 до $1000. Относительно простые и, следовательно, не очень дорогие модели предназначены главным образом для дайв-центров и школ. Обычно это компенсаторы с плотностью ткани не выше 420 ДЕН и преимущественно без финстопа, т.к. его наличие не принципиально. Для сертифицированных дайверов предлагаются более серьезные, "навороченные" и, следовательно, более дорогие модели. Но самые дорогие не значит самые удобные. Очень рекомендуется, прежде чем покупать себе компенсатор, постараться поплавать в разных моделях и типах. Разные компенсаторы держат на воде и под водой по-разному. От вашей комплекции может зависеть, будет ли вам уютно в той или иной модели. Для женщин разработаны специальные женские модели с учетом их физиологии.

На сегодняшний день самыми распространенными компенсаторами являются жилеты, хотя в последнее время опять становятся популярными компенсаторы с задним наполнением, предназначенные главным образом для специализированных видов погружений. Такие компенсаторы обычно двухслойные, при этом внутренний мешок вполне ремонтопригоден. Расположение кнопок на инфляторе - достаточно немаловажный фактор при выборе. Их удобное расположение и возможность нажимать то одну, то другую кнопку, не перемещая кисть руки, обеспечивает вашу комфортность.

Изготовители подводного оборудования постоянно стараются разрабатывать и совершенствовать компенсаторы плавучести, их стили и характеристики, пригодные для аквалангистов с различными вкусами и потребностями. Эта универсальная часть снаряжения делает плавание и отдых на поверхности более комфортабельным; помогает вам поддерживать нейтральную плавучесть на глубине, которая сохраняет силы и воздух; подсоединяет и удерживает баллон акваланга. Правильный выбор, использование и эксплуатация компенсатора плавучести сделают ваши подводные приключения значительно менее утомительными и бесконечно приятными.